Готовность малыша учиться читать
Перед тем, как приступать к урокам чтения ребенок должен быть готов к этому и иметь желание. О готовности буду указывать умение:- правильно складывать предложения;
- запоминать и выполнять не менее 3-х заданий;
- четко произносить слова;
- пересказывать услышанное или происходящее;
- вести диалог, выслушивать и не перебивать собеседника;
- обращать внимание на буквы;
- видеть и описать нарисованное в книге.
Обучение чтению проходит в несколько этапов
Начинать нужно с изучения букв, произнося согласные буквы, так как их нужно читать. Чтобы ребенок проще запомнил их можно лепить из пластилина, рисовать, раскрашивать, используя при этом все каналы восприятия. Ребенок должен с легкостью называть их и не задумываться. Занятия не должны быть длительными, что может вызывать усталость у крохи. Достаточно минут 15, но ежедневно. Очень хорошо если ребенок будет их видеть часто, для этого можно развесить картинки с буквами в комнате. Для изучения также подойдут стихи про буквы алфавита, картинки с изображением букв, азбука, которую можно рассматривать. Также очень полезно чтение ребенку вслух. Вначале чтение начинается по слогам с переходом на целые слова, а затем и простые предложения.Использование обучающих методик
Прогресс в обучении гарантирован лишь если ребенку будет интересно и нескучно, поэтому нужно чтобы занятия проходили в стиле игры. Для этого можно использовать:- кубики с буквами. С ними детям легче учить и запоминать буквы, а затем составлять слоги, а затем и слова, которые нужно проговаривать;
- книжки “складушки”, которые вместе с картинками содержат стишки и песенки. Малыши с удовольствием пропевают, повторяя за специалистом;
- методику Марии Монтессори, где ребенку предлагается вначале написать букву и после ее произнести. В этом случае поможет дидактический материал в виде картонных табличек, на которых наклеены буквы. Обводя их пальчиком, ребенок называет название. На таких занятиях малыши не только учатся читать, но и способствуют развитию мелкой моторики, логики, умению анализа;
- методика Ольги Соболевой. Она уверена, что учиться читать лучше не с обычного алфавита, а с разбора несложных текстов. В этом случае дети учатся чтению с 5 летнего возраста, когда они уже вполне могут удерживать свое внимание на текстовых строках. Использовать можно разные способы для лучшего восприятия малышом, слушая, рассматривая либо ощупывая. Кроме способности читать у детей развиваются память, внимание способность фантазировать и творить.