Необходимость консультации детского логопеда может возникнуть почти у каждой мамы малыша в возрасте от 2 до 6 лет, когда его речь начинает быстро и динамично развиваться. Не всегда в бюджетном детском саду появляется возможность при возникновении возрастных сложностей с речью проконсультироваться и позаниматься со специалистом-логопедом. А ведь от этого во многом зависит, насколько быстро и правильно будут формироваться в дальнейшем навыки чистого говорения ребенка.
В каких случаях, и в каком возрасте необходима помощь логопеда?
Существуют несколько признаков, по которым можно определить необходимость обращения к логопеду:
ранний возраст (до 1 года). Ребенок не гулит, не лепечет, а именно: не произносит такие звуки как: «кххх», «агу», «гиги», «тата», «диди», «бубу» и т.д. В такой ситуации родители должны показать своего малыша уже в год логопеду и неврологу, проконсультироваться с ними, чтоб выявить, есть ли какие-либо отклонения и как их можно устранить;
2 года. У малыша слишком маленький активный словарный запас, он не умеет строить фразы, не выговаривает простые звуки или заменяет их на другие (часто детки, к примеру, заменяют «К» на «Т»);
2 — 3 года. Нет заметного прогресса в развитии речи, говорит активно на своем, лишь ему и его родителям понятном языке, или все понимает, но нет стремления и желания заговорить, понятных и правильно составленных слов практически нет;
3 — 4 года. Малыш может выговорить лишь некоторые слова отдельно и не связывает их, в его активном речевом обиходе нет местоимений и наречий. У него не получается повторять звуки и слова за родителями, взрослые не понимают его (при этом искажение звонких или шипящих согласных не считается отклонением);
4 года. У малыша небогатый, маленький словарный запас (в таком возрасте он должен составлять не менее 200 слов), малыш говорит несвязно, нечетко, смазано, не может составить собственный рассказ, наблюдаются частые погрешности в речи, до сих пор не выговаривает простые для него звуки;
5-6 лет. Присутствуют сложности с произношением некоторых согласных, в том числе и сонорных, ребенок произносит звуки мягко, делает смысловые ошибки в построении предложений, не может описать сюжет с картинки или пересказать услышанную/увиденную им историю;
старше 6 лет. Все еще присутствуют отклонения в произношении каких-либо звуков. В этом возрасте речь и фонетическая система полностью сформирована, поэтому какие-либо нарушения говорят об отклонении от нормы в развитии речи.
становление навыков словоизменения и словообразования;
развитие основных психических процессов: памяти, внимания, мышления и восприятия.
Логопед профессионально поставит произношение, исправит имеющиеся у ребенка затруднения с произношением звуков. В центре детского развития такой специалист проводит занятия как в группах, так и индивидуально. При необходимости проводит логопедический массаж, который поможет устранить некоторые нарушения артикуляционной моторики, а именно: нарушена подвижность мышц языка, щек, губ, а также мимических мышц лица.
Родители не всегда могут увидеть имеющиеся отклонения в речи своего ребенка, так как они настолько привыкают к его говорению, что просто не замечают развивающиеся дефекты. Только грамотный специалист сможет определить отклонения и назначить эффективные методы их исправления.
Занятия с логопедом
помогут малышу навсегда сформировать правильную речь, что в будущем поможет избежать серьезных проблем во взрослой жизни:
чистая речь устраняет все ограничения в выборе профессии и сферы деятельности;
нарушения в речи могут вызвать комплекс неполноценности;
чем раньше начинаются занятия с логопедом, тем они эффективнее, ведь позже неправильное произношение может войти в постоянную привычку, от которой исправиться в будущем очень сложно;
если не устранить проблемы смешивания звуков в произношении, то в школе будут трудности с письмом, так как ребенок сначала про себя проговаривает, а затем пишет.
Рекомендации для родителей
Если ваш малыш посещает развивающий детский сад, то, скорее всего, логопед уже дал вам полезные советы. Так как занятия должны быть комплексными, и проводиться не только со специалистом, но и с родителями дома.
Корректное произношение всех звуков, грамотно поставленная, связная речь с широким словарным запасом является одним из главных признаков готовности ребенка к обучению в школе.